РЕШЕТКИ ВЛАДИВОСТОКА (автор О. Г. Обертас)

В книге представлены материалы обмеров и чертежей (на базе фотофиксации) кованых решеток города Владивостока. Застраиваемый в конце XIX - начале XX века город демонстрирует интересный материал кованого орнамента периода модерна. Приводятся чертежи как наружного, так и внутреннего металлического декора зданий.

Публикуется с любезного разрешения автора - Ольги Георгиевны Обертас, профессора кафедры дизайна ВГУЭС. В 2013 году Ольга Георгиевна  планирует выпустить переработанное и дополненное издание альбома.

Обаяние любого города мы связываем помимо природного ландшафта прежде всего с архитектурной средой, с запоминающейся архитектурой в целом, а при более длительном знакомстве - с пластическим и графическим декором зданий. Даже для человека, далекого от архитектуры и изобразительного искусства, изящные очерки силуэтов зданий переплетения металлических кованых и литых ограждений на здании, разнообразие архитектурных деталей вызывают неиссякаемый интерес. Все эти составляющие в целом формируют “интерьер” города, а композиционная организация нижних этажей зданий - как бы его партнёр. И как часто зрительные образы родного или даже чужого города связываются с нашими эмоциональными переживаниями, надолго оставаясь в памяти.

Активными составляющими композиции городского пространства являются прежде всего здания, создающие определенный масштаб города, и архитектурные детали, позволяющие соотнести этот масштаб с самим человеком. Архитектурно оформленные входы в здания, обрамления окон, рисунок переплетов в проемах, завершения зданий, доступное обозрению с уровня тротуаров, - все это составляет визуальную ткань любого города. Во Владивостоке это еще и наиболее графичное, средство композиции городской среды - металлический декор зданий, представленный парапетными решетками, четко прочитываемыми на фоне неба, ограждениями балконов и крылец, решетками на окнах, воротами, оградами и т.д.

Рассматривая старые фотографии города, на большинстве зданий можно увидеть металлическое кружево балконов, входных крылец, козырьков, парапетов, многие из которых уже утрачены, некоторые вместе с исчезнувшими зданиями, другие в процессе эксплуатации. В настоящее время Владивосток опять переживает бум развития различных торговых фирм, создания офисов различной предпринимательской деятельности, что требует интенсивного использования капитальной застройки старой центральной части города. При этом часто нарушается целостность здания, возникают новые входы, утрачиваются архитектурные детали. Возникает выборочная застройка и пристройки к существующим зданиям Процесс этот естественен, город - сложный организм и на разных этапах своего существования требует переосмысления и новой формы использования старых зданий. При выборочной новой застройке в сложившейся городской среде можно использовать ассоциативную память: новое сиспользованием каких-то пластических элементов, композиционно связанных с декоративными деталями старой застройки. Это позволит органично связать новую застройку с уже существующей тканью старого города.

Визуальные архитектурные формы - это материальная память человека. Структуры предметно-пространственного окружения, организуя пространство и выделяя в нем места и зоны с особым назначением, создают “сценарий жизнедеятельности”. Поэтому, пока еще не поздно, желательно зафиксировать и сохранить достаточно разнообразную пластику архитектурных деталей старой городской застройки, четкую графику ее металлического декора как основу для последующего воссоздания или дальнейшего его развития.

По органичности слияния художественного металла с архитектурой этот вид декоративно-монументального искусства можно поставить на первое место.

Решетки только ограждают пространство, не скрывая его, поэтому не нарушают архитектурный образ здания, а будучи связаны с ним единым композиционным мотивом, могут значительно обогатить его. Балконы, если удачно распределены по фасаду, лишают здание монотонности, внося живописный, графичный и запоминающийся рисунок в городскую среду. В рисунках ограждений заключены превосходные наборные элементы, на основе которых кованый орнамент можно разнообразить до бесконечности. Чтобы полноценнее воспринимать эти дошедшие до нас художественно декоративные мотивы городской графики, интересно обратиться к истории застройки города
Владивостока.

В 1860 году основывается пост Владивосток, его начинают посещать иностранные суда под германским, английским, голландским и американским флагами. Предполагается, что Владивосток должен быть главным российским портом и городом на Тихом океане. Земля в городе отводится всем, кто хочет ее приобрести. Появляются не только русские, но и иностранные поселенцы. Продолжают заходить корабли английской и
французской эскадр. Даже если это визиты из любопытства, это уже путь общения европейской и
восточной культур.

С 1875 года Владивосток объявлен городом, однако юридически он стал считаться им лишь в 1880 году. Когда окончательно стало ясно, что не будет другого порта, иной пристани, кроме Владивостока, в городе начинается интенсивное строительство каменных зданий. Сначала более предпочтительные места в городе занимают
иностранцы, в основном немцы и шведы.

Формируются крупные торгово-промышленные дома: “Чурин и Касьянов”, “Кунст и Альберс”, Циммермана, Свидерского, Скидальского, Кларксона, Бринера, Купера, Лангалитье и многих других. Вместе с казенными застройщиками на деньги этих и других предпринимателей были возведены добротные и современные по тем меркам здания, которые и, сформировали в дальнейшем архитектурный облик города.

С 1880 года во Владивосток пошли суда Добровольного флота из Одессы и длительность пути русских переселенцев на Восток сократилась с 3 лет до 42 дней. Первое время преобладали иностранные коммерческие суда с заграничными и русскими товарами, которые шли во Владивосток со всех стран света. Это и строительные материалы (до сих пор во Владивостоке можно обнаружить прекрасно сохранившиеся метлахские полы из немецких плиток, металлическую фурнитуру), и , главное, книги, научные и беллетристические, которые можно было приобрести в магазине “Кунст и Альберс”, Это обогащало информационное поле и позволяло иметь представление о современных направлениях в архитектуре европейских стран и высокоразвитых городов России - Санкт-Петербурга и Одессы. Значительный след в застройке оставило и привлечения иностранных архитекторов, oбъединивших модные направления европейской архитектуры с традиционно pyсскими стилями. Может быть, именно этим объясняется некоторая аналогия между архитектурой во Владивостоке и Санкт- Петербурге периода конца XIX и начала XX веков.

В этот период в Европе формируется новый стиль - модерн, получивший огромную популярность. Его представляют известные художники и архитекторы X. Обрист, В. Орта,А. Ван де Вельде, О. Вагнер, Ч. Макинтош и др. Многие видели в модерне некий “венец художественного развития” европейской культуры, единый интернациональный стиль. Это было столь мощное увлечение новыми формами, что в мире не осталось ни одного города, который избежал бы влияния модного стиля. И хотя хронологические рамки европейского модерна довольно ограничены (1886 - 1914 г.г.), он оставил огромный след в городской архитектуре. Владивосток, интенсивно застраивающийся именно в этот период, связанный морскими путями с европейскими странами и западными портами России, не ушел от увлечения модным стилем. Поэтому большинствозданий во Владивостоке отмечено архитектурными приемами, которые привнес в Россию пришедший из Европы стиль модерн: “Объем здания трактуется как целостная, органическая форма, а его фасад являет собой законченную архитектурную композицию, где каждой детали отведено свое особое место. Большую роль в общей композиции играют эркеры, фронтоны сложных очертаний, башенки.”Особенно явно увлечение новым стилем проявляется в декоре зданий - архитектурных деталях и металлических ограждениях балконов, лестниц, парапетов. Иногда здание имеет весь набор металлического декора, выдержанный в одной стилистической манере, а иногда балконы разного местоположения на фасаде, ограждения лестниц имеют совершенно различный рисунок. Следует отметить, что большинство орнаментов металлического декора зданий во Владивостоке отмечено характерными линиями стиля модерн, меняющимися по мере увлечения теми или иными его течениями.

Так, на более ранних стадиях распространения этого стиля мы встречаемся с так называемым флореальным направлением, когда в рисунке просматривается растительная тема. Во Владивостоке эта тема легко прочитывается в ограждениях балконов, лестничных маршей и лестничных площадок дома А.Д. Старцева (ул. Светланская, 69, рис. 1-3), в ограждениях, представленных на рисунках 4-17. Интересно, что рисунок кованых ограждений в домах по ул. Пушкинской, 33 и 35 в какой-то мере напоминает форму модного французского растения “лунник”, стилизованного художником французского модерна Луи Мажореллем в ограждении лестницы музея декоративных искусств в Париже (рис.8). Подобные формы можно встретить и в альбоме “Der moderne Schlosser”, что еще раз подтверждает влияние европейских образцов на характер орнаментов, используемых в кованых ограждениях зданий Владивостока. Флореальное направление с использованием изображения растительных форм представлено в решетках владивостокских зданий довольно стилизованно (рис. 14,15,17,18,19,20), причем один мотив может варьироваться, внося значительное разнообразие в характер создаваемого орнамента.

Другая распространенная тема в рисунках металлического декора - использование традиционного приема ритмической схемы построения ограждения с наполнением ее мотивами и деталями нового стиля. Эти мотивы, как правило, отмечены динамичным построением рисунка, присутствием живых упругих линий, характерных для стиля модерн (рис. 21-26) В их прорисовке можно увидеть аналогию с художественными орнаментами чешского художника-графика А.Муша. При всем разнообразии рисунков решеток их можно сгруппировать по характеру построения орнамента, в котором явно просматривается развитие одной темы (рис. 28 и 42, 29 и 30, 33 и 34, 35,36,37, 39 и 40). При этом в каждый похожий рисунок рука мастера вносит какие-то изменения, избегая точного повторения. В результате этого, фиксируя рисунки кованых ограждений балконов, лестниц мы крайне редко обнаруживаем повторы. Особенно часто в орнаментах владивостокских решеток встречается тема эксцентрических колец (рис.44-59). Впервые она появилась на фасаде “Дома Майолики” в Вене архитектора Отто Вагнера. Двойные, иногда тройные кольца, помещенные в центр решетки, хорошо организуют ее композицию. Эта тема часто встречается и в решетках балконов Санкт-Петербурга, а во Владивостоке этот мотив, как правило, поддерживается и архитектурными декоративными деталями зданий.

Более поздние работы стиля модерн отмечены рационалистическим направлением. На первый план выдвигается функциональная целесообразность. Орнамент металлических решеток становится более геометричным, освобождается от художественной усложненности, но сохраняет даже в упрощенном варианте характерные для модерна признаки - упругие линии рисунка или характерные завершения упругих изгибов (рис. 60 -69,71-73,78,82,83).

Любая классификация достаточно условна. И если в основном, говоря о металлическом декоре. зданий во Владивостоке, следует отметить, что он создавался под влиянием характерного для этого исторического периода стиля модерн, в целом ряде зданий мы встречаем использование традиционных мотивов сочетания волют, червонок С- и S-образных завитков. Эти формы хорошо соответствуют технике слесарного дела и используются со времен Итальянского Возрождения (рис.87, 90,92). Такие решетки, очевидно, выполнялись слесарями- ремесленниками. Им легче было изготавливать решетки, заполняя их повторяющимися элементами. Эти ограждения представлены ясным ритмом стоек с заполнением пространства между ними традиционными коваными формами. Часто для обогащения рисунка используют бордюр из S-образных элементов. Один и тот же рисунок может быть трансформирован в горизонтальном и наклонном ограждениях (рис. 102). Несмотря на простоту используемого элемента заполнения между стойками, изменение пропорций этого элемента приводит к эффекту получения нового рисунка (рис. 100 и 104, 105 и 106, 109 и 110), что позволяет бесконечно разнообразить характер даже самых утилитарных ограждений. Смешение приемов орнамента, использующихся в различные исторические периоды, в начале XIX века носит более свободный характер, что позволяет говорить о новом этапе эклектики. Так, во Владивостоке можно обнаружить решетки в стиле необарокко (рис.116) с использованием композиционного центра и примыкающих к нему волют и завитков, образующих нарядный рисунок балкона. Трельяжная решетка в балконе верхнего этажа по ул. Светланской, 14 напоминает ограждение гостиницы “Сен-Сир” в Брюсселе (рис. 125). Обычно рассматривают решетки, используемые при создании в целом архитектурного образа здания, и мало уделяют внимания ограждениям внутренних лестниц. Но в общем металлическом декоре зданий они часто создают единый кованый ансамбль с акцентированием начала движения внутри здания (начала парадных лестниц, рис.130-134), сохранениемкомпозиционной соподчиненности - более сложное по рисунку ограждение парадной (основной) лестницы, более простое второстепенных, вторых лестниц (рис.123-124). Интересны и сопоставления орнаментов, используемых в кованых ограждениях балконов и внутренних лестниц здания. Это могут быть одинаковый или близкий по рисунку орнамент (рис.10,11,13), а возможно, и совершенно различные рисунки. Предложенное издание не дает детального описания каждого из представленных в нем образцов металлического декора зданий, оно лишь демонстрирует огромное многообразие еще сохранившихся во Владивостоке решеток, созданных в период, когда город интенсивно и добротно застраивался. Этот период пришелся как раз на интереснейший исторический отрезок времени становление нового стиля модерн в Европе. Новая мода завоевывала популярность и в столицах, и в осваиваемых колониях. Архитекторы обогащали модерн многочисленными заимствованиями национальных и фольклорных мотивов. Занимая портовое положение, Владивосток испытывал большее воздействие западной культуры, чем центральная часть России. На примере Владивостока хорошо просматриваются как истоки привнесения нового стиля (порой прямое заимствование из каталога кованых изделий , изданного в г. Равенбурге, работ В. Элердинга), так и обогащение его творческими работами владивостокских архитекторов. Мастера, не всегда пока известные, проявляли высокое мастерство, тонкий художественный вкус и яркую художественную ндивидуальность.

К сожалению, некоторые здания, являющие собой образцы европейского модерна, уже утрачены в результате изменения в середине XX века взглядов на городское пространство. Расширение его, укрупнение масштаба города привело к бесследному исчезновению этих зданий. Но даже те архитектурные сооружения, которые формируют центральную часть старого города, все меньше сохраняют свой первоначальный облик - многие уже надстроены, что изменило их пропорции, выхолостило завершающие детали здания. Лишенные постоянного внимания к их физическому состоянию, эти здания утрачивают архитектурный декор, который и в настоящее время мог бы представлять интерес как пластическая ткань старого города, некогда рассчитанного на блестящие финансово-торговые перспективы быстро развивающегося российского порта. В целом можно отметить характерные особенности использования кованого металла в городской среде Владивостока:

художественный металл в городе Владивостоке похарактеру его орнаментального рисункаприближается к европейским образцам позднего модерна. Из отечественных аналогов он ближе всего к металлическому декору доходных петербургских домов периода конца XIX - начала XX века;

металл как органически податливый материал оченьшироко применялся в архитектуре нового стиля
модерн: балконы, парапеты, козырьки, ограды. Его декоративность часто подчеркиваласьразнообразием орнаментальных тем. Балконы разных этажей, парапетные решетки, ограждениялестниц могли иметь различные рисунки даже в пределах одного здания;

запоминающиеся фрагменты городской среды, как правило, связаны с композиционными аспектами. Металл, контрастность орнамента которого по отношению к светлой архитектуре здания создает свой графический рисунок, образует запоминающуюся ткань городской среды, связывает ее с периодом интенсивного развития города и обнаруживает достаточно совершенные по рисунку образцы столь модного в начале века стиля модерн;

создатели нового стиля очень тщательно подходили к деталям, уделяя подчас внутреннему декору здания больше внимания, чем самой архитектуре. Для них ограждения лестниц были более важны, чем фасады.

В настоящее время, когда вновь возрос интерес к декоративным элементам здания (витражи, кованые решетки), опыт использования их в сохранившейся среде старого города позволяет обогатить и современную застройку. Привлекательна устойчивая тенденция подчеркивания парадности лестницы ее орнаментальным акцентом. Использование каких-либо приемов художественного орнамента металлических ограждений старинных зданий Владивостока позволяет органично обогащать выборочную новую застройку в старой части города или же вписывать элементы реконструкции зданий в исторически сложившуюся среду.

Представленный материал может служить основой для уточнения авторства тех или иных строений. Очень редки точные повторы в характере рисунков кованых элементов различных зданий, что говорит о художественной ценности и авторстве рисунков. Очевидно, их разрабатывали архитекторы для конкретного здания. Об этом свидетельствуют и вариации орнамента для различных зданий, основанные на одной художественной теме.И в дальнейшем кованый металл будет устойчиво привлекать к себе внимание архитекторов и дизайнеров как своеобразная графика городской среды, композиционный прием, обогащающий архитектурный облик здания и не претендующий на самостоятельную роль. При дополнительном введении кованых элементов в уже сложившуюся застройку или конкретное здание не изменяется глобально его архитектура, поскольку ограждения или иная кованая деталь остаются визуально проницаемы, но вместе с тем они позволяют органично выявить и подчеркнуть архитектурный образ отдельного здания и композиционно обогатить городскую застройку в целом.